наш сайт


Перейти к содержанию

hramy_sela

kraevedenie



Церкви с. Катунки (из записей 1904 года)

Соборная Богородице-Рождественская церковь, каменная (1823 г.), холодная., престолы: главный Рождество Пресвятой Богородицы, престол преподобных Апостолов Петра и Павла, явл. Св. Николая Чудотворца.

Смоленская церковь, каменная (1784), теплая, престолы: главный-Смоленской Божьей Матери, преподобной Великомученицы Варвары. Земли 33 д., пр. 858 м . 972 ж., раскол 48 м . 41 ж. Иерей Борис Александрович Михайловский , 30 лет, окончил семинарию, в приходе с 1902 года, им. наб . (1902) . Диак И. В. Крылов , 31 год, ок. Алт. Д. уч, в приходе с 1901 года. Псаломщик М. Н. Анкирский , 68 лет, ок, д. уч. в приходе с 1870 г. Церковный староста Н. Н. Сатунин (1902).

Воздвиженская церковь, каменная (1807): престолы: главный Воздвиженье Креста Господня, пр. прд. Нерукотворного образа Спаса, явл. Казанской Божьей Матери, в трап, тепл. прд. прев Ник. Чуд, яв. Печерской Божьей Матери. Земли 33 д. с дом. соб,. В приходе , 24 д. прв .733 м . 847 ж. раскол 36 м . 32 ж. Протоирей Михаил Петрович Раевский 63 лет, ок. сем., в прих. с 1899 г. имеет наперсный крест (1903) Диак И.Н. Добротин 32 лет. Окончил ц. учит. шк., в приходе с 1901 года. Псаломщик Афанасьев 31 год, окончил Рыбинское уч., в приходе с 1903 г. Зашт. диак Н. Н. Добротин 58 лет. Церковный староста П. И. Боровиков (1881).

Предтеченская церковь, каменная (1790): престолы гл. хол. Иоанна Предтечи., теплый пр.. Казанской иконы Божьей Матери, л. в - влмг Параскевы. Земли 33 д.. дом соб. в прих . 12 д., прв . 410 м . 479 ж. раскол 14 м . 11 ж. Иерей Ник. гр.. Цветков 75 лет, окончил семинарию, в прих. с 1881 г. имеет орден св.. Владимира 4 ст. . (1903) . Диак И. В. Понятовский 56 л. из низш. отд. д.. уч. в прих с 1890. , учитель пения псаломщик П. А. Орлов , 45 л. из 1 кл. д.. уч, в прих. с 1887 г.

Сергиевская кладбищенская церковь, каменная (1858) престолы: гл. хол. прд. Сергия Радонежского прд. тепл. Покрова Б.М. , л.в., Арх. Михаила, Земли нет. Дол. соб. Иерей Вас. Ал. Смирнов 41 год., ок. сем. В прих. С 1891 г. законоуч. 2-х кл. мин. Шк. Имеет скуфью. (1899). Диак на псаломщ. В к. И.И. Никольский 58 л. из 4 кл. д. Уч. В приходе с 1897 г. Ц.Ст. А.И.Милинин (1897).



О церквях

Кладбищенскую церковь рушили под руководством Королева /не местного, а из Н.Новгорода/. Жители его долго уговаривали не трогать икону Божьей матери, но он все-таки полез снимать ее и упал вместе с иконостасом, разбившись насмерть. А когда разоряли Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на большой высоте под куполом висела огромная хрустальная люстра, очень красивая. Один из присланных рабочих решил ее достать и разбился. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы/холод./ были очень красивые двери, пол был выстлан красивыми чугунными плитами, было три паперти. Пол на паперти был тоже очень красивый, видимо, сделан или из мрамора, или из разрисованных чугунных плит. И даже дорожки, которые вели к собору с северной и западной стороны были выстланы зелеными плитами.
Вокруг собора находилось кладбище. По всей вероятности там хоронили наиболее именитых людей. Закрыли его в 1937 году. Около церкви Иоанна Предтечи было огороженное высокой оградой кладбище. Здесь же находился склеп с часовней. В часовне горела свеча, стояли два венка /листья металлические, цветы из керамики/. Склеп был огорожен железной сеткой с крупными ячейками. Колокол Предтеченской церкви обзванивал 40 деревень.
А вот какая история произошла с женитьбой отца Иоанна Добротина. Он пришел свататься в семью купца, у которого было три дочери, старшая из них была больная, и он выбрал здоровую среднюю сестру. Но в те строгие времена жених и невеста не имели возможности видеться часто. И вот в день венчания жениху поют литургию и он идет ко входу встречать невесту, а ему приводят старшую сестру. Он чуть в обморок не упал, но потом, так как он готовился стать священником - дал согласие на брак и их обвенчали. Его жена прожила около года и умерла от чахотки, и он остался один. Их дом находился около святого колодца, они жили вдвоем с матерью, был очень добрым человеком, держал ульи, угощал детей медом. Отец Иоанн Добротин работал в Воздвиженской церкви. Сразу после его смерти церковь закрыли, похоронен он на Катунском кладбище.

/из воспоминаний жительниц с.Катунки: Гофман Е.А. и Комовой Е.П./

Работниками библиотеки создана презентация книги "Храмы села Катунки".

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с.Катунки


Это наиболее значительное и монументальное произведение в храмовом ансамбле села, не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Нижегородской области.
Строительная история собора остается практически неизвестной: на сегодняшний день не установлены четкие хронологические рамки возведения храма и кто был инициатором его строительства.

Есть предположение что, собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в первой четверти ХIХ века на средства жителей села Катунки по указу Императора Александра I.

Первые попытки реставрации собора начали предприниматься Нижегородской епархией еще в конце 1980-х-начале 1990-х годов. Наиболее активное
восстановление памятника пришлось на 2000-е годы, когда инициаторами реставрации храма выступили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и руководитель УФНС России по Нижегородской области Николай Поляков, сумевшие привлечь необходимые средства на спасение памятника.

Так, в 2003-2004 годах было проведено укрепление берега, в результате чего он не только перестал грозить обрушением собору, но и превратился в благоустроенную набережную. В 2004-2006 годах выполнялись работы по замене кровель, устройству окон и обновлению внешнего облика, по реставрации живописи в интерьерах. 15 ноября 2007 года Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
На сегодняшний день собор Рождества Пресвятой Богородицы в селе Катунки является единственным храмом в Нижегородской области, где созданы условия для посещения его инвалидами-колясочниками.

В книге писателя и краеведа П.Б. Еремеева "Арзамасская муза" сообщается, что с 1805 года в течение двух лет известный арзамасский художник А.В. Ступин по заказу князя Грузинского расписывал храм в Катунках. В книге Еремеева храм не назван, сказано лишь, что в нем было выполнено девяносто живописных композиций на евангельские и библейские сюжеты. Такое количество фресок не могло разместиться в интерьерах другого катунского храма, кроме Рождественского, а раз так, то собор вполне может быть датирован началом XIX века.

Главный престол храма посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, правый - апостолам Петру и Павлу, левый - Николаю Чудотворцу. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена. Объемно-планировочная структура храма относится к соборному типу: ее основу составляет кубовидный, трехсветный, четырехстолпный четверик, перекрытый системой парусных сводов с распалубками и световым пятиглавием. С трех сторон вход в храм предваряли портики тосканского ордера. На ширину восточного фасада устроен трехабсидный алтарь, покрытый высокой конховой крышей. Над четырехскатной кровлей возвышаются цилиндрические световые барабаны, прорезанные арочными окнами с замковыми камнями и обработанные пилястрами. Крупные луковичные главы были покрыты "в чешую" и украшены звездами. Чрезвычайно изящно выглядели завершения глав: их конусы утончались до такой степени, что буквально таяли в воздухе.

(Из книги В.В.Коваля "Храмы села Катунки")

Собор Рождества Пресвятой Богородицы относится к памятникам истории и культуры областного значения.
В соборе хранятся частицы мощей крестителя Иоанна, святителя Николая, целителя Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, а также частицы животворящего креста Господня и Маврийского дуба.

А два года назад в Катунском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был освящен престол в честь святых Петра и Февронии. Он стал единственным в Нижегородской области и одним из немногих в России, посвященных благоверным супругам. С этой идеей - посвятить муромским покровителям престол в Катунках - обратились в свое время к владыке ктитор собора Николай Поляков и известный писатель и краевед Александр Рябов.
Ради этого посвящения из Мурома были привезены частицы мощей святых, к тому же в храме уже находилась подаренная икона с изображением святой четы. Вот так было положено начало новой нижегородской традиции.

Присутствуя в 2009 году на освящении нового престола, Николай Поляков сказал: "Надеюсь, что в Катунках сложится новая свадебная традиция - просить благословение у святых Петра и Февронии". И действительно, уже 9 сентября первая пара молодоженов прибыла сюда на теплоходе, чтобы обвенчаться. Так сложилась
добрая традиция празднования Дня семьи, любви и верности в Катунском храме.

А в 2010 году рядом с собором Рождества Пресвятой Богородицы был установлен
памятник уроженцу села митрополиту Новгородскому Иову.

Главная страница | о библиотеке | история библиотеки | клубы | новинки литературы | фотоотчеты | краеведение | библиотечная копилка | ПЦПИ | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню